ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНАЛЫ

Функции складов в логистических системах

Логистические системы в качестве одного из звеньев включают в себя склады, без которых трудно представить движение товаров от производителя до потребителя. В этом движении товары проходят ряд складов, где происходит преобразование таких параметров материального потока, как размер (количество единиц, вес, масса), ассортиментный состав и др. Для управления логистическими процессами, связанными с функционированием складов, сформировался раздел логистики, который называется логистикой складирования. Логистика складирования охватывает процессы формирования складской сети, эффективного функционирования складского хозяйства и управления логистическим процессом на складе.

 

 

Часто под складом понимается любое место или сооружение, предназначенное для хранения сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции и других грузов. Однако такое представление о складе не соответствует требованиям, которые предъявляются к складу в логистических системах. Современный склад как звено логистической системы — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций.

К функциям складов в логистической системе относятся:

  • хранение запасов. Это одна из основных функций склада, поскольку хранение запаса позволяет реализовывать решения в области управления запасами. Благодаря этой функции предприятия могут приобретать необходимые товары, обеспечивая экономически выгодные условия и сохраняя товары для последующего потребления; могут накапливать продукцию для отправки оптимальной партией потребителю; могут реализовывать другие экономически целесообразные решения, связанные с партиями поставки и запасами. Следует заметить, несмотря на то что хранение — одна из основных функций склада, оно не создает особой ценности конечному потребителю, поэтому во многих логистических системах отказываются от хранения на некоторых складах и используют технологию кросс-докинга, предусматривающую переотправку товаров, поступивших на склад, минуя зону хранения.
  • выравнивание интенсивности материальных потоков и ассортимента в зависимости от изменения потребности. Эта функция тесно связана с функцией хранения запасов, но именно она позволяет считать склад не просто местом хранения товаров, а элементом логистической системы, поскольку склад задает интенсивность материального потока (т.е. количество или объем в единицу времени), соответствующую потребности в товаре, образующем поток, и обеспечивает необходимый ассортимент в зависимости от спроса на конкретные токарные позиции. Функция выравнивания интенсивности материальных потоков и ассортимента имеет большое значение для реализации логистической функции управления заказами, а также для управления запасами потребителей первого уровня, что особенно важно для управления многоуровневыми логистическими системами и при интегрированном планировании в цепях поставок;
  •  унитизация (объединение) и разъединение партий. Значение этой функции для логистической системы объясняется тем, что склад создает условия для принятия решений, направленных на снижение логистических издержек в цепи поставок, в ситуации, когда партия товара меньше, чем вместимость кузова автомобиля, вагона, контейнера. Склад объединяет партии, направляемые разным потребителям, в одну отправку (при условии, что это приведет к снижению затрат) до полной загрузки транспортного средства, вагона или контейнера. Соответственно, на другом складе, получив сборную партию товара, разъединяют ее для последующей отправки конкретным получателям;
  • предоставление услуг. Данная функция склада позволяет обеспечивать решения, направленные по повышение уровня обслуживания потребителей. Часть услуг связана с товарами, продаваемыми потребителям, и предполагает выполнение каких-либо действий в рамках системы предпродажного и послепродажного сервиса. К таким услугам склада можно отнести подготовку товаров для продажи (например, фасовку товаров, заполнение контейнеров, распаковку продукции), проверку функционирования техники (приборов, машин и оборудования) и ее монтаж, придание продукции товарного вида, выполнение работ по предварительной обработке товаров и др.

Наиболее распространены транспортно-экспедиционные и складские услуги. Склад, предоставляющий транспортно-экспедиционные услуги, организовывает и (или) выполняет доставку товара со склада потребителям, задействуй собственные транспортные средства или подвижной состав подрядных организаций.

Большое значение приобретают складские услуги, когда предприятие на своем складе разметает товары других организаций за определенную плату под ответственное хранение. Распространение этой услуги связано с тем, что многие компании отказываются от инвестирования в собственную складскую систему из-за долгой окупаемости средств или передают в аутсорсинг логистические процессы, поскольку считают их неключевой деятельностью и не тратят на собственные складские операции своих ресурсов (материальных, трудовых, временных). Использование складских услуг позволяет предприятиям расширять географию продаж, снижать издержки, повышать качество обслуживания.

Благодаря выполнению рассмотренных функций склада в логистической системе формируются преимущества складирования, выражающиеся в снижении логистических издержек и повышении качества логистического сервиса за счет разукрупнения, консолидации партий товаров, формирования необходимого ассортимента или комплектации. К преимуществам складирования также относится увеличение объемов продаж за счет более широкой географии продаж и создания условий для поддержки стратегии продаж.

Помимо термина «склад» на практике часто используются такие понятия, как терминал, комплекс и центр: транспортный терминал, таможенный терминал, логистический терминал (центр, комплекс), транспортно-логистический терминал (центр, комплекс), таможенно-логистический терминал, распределительный центр и др. По своей сути все эти объекты являются складами и могут выполнять все или только некоторые функции склада в логистических системах предприятий. Следует отметить, что однозначного разделения между всеми этими понятиями нет.

 

Задачи, решаемые в складировании, можно подразделить на три вида:

1) задачи проектирования складской системы, к которым относятся задачи определения и выбора:

  • количества складов на обслуживаемой территории;
  • места расположения складов;
  • размера (мощности) складов и сооружений;
  • формы складского обслуживания, зависящего от формы собственности склада (собственный склад, арендованное складское помещение или ответственное хранение);
  • форм снабжения в проектируемой складской сети (децентрализованное, централизованное или сочетание обеих форм);

2) задачи микропроектирования в складской сети, или проектирования отдельных складов, когда разрабатываются решения по компоновке складских площадей, выделения различных зон, а также объемно-планировочные решения зоны основного хранения и др.;

3) задачи организации логистического процесса на конкретном складе. Нетрудно заметить, что первая группа задач относится к стратегическим решениям, формирующим такой компонент стратегического плана логистики, как конфигурация логистической системы. Критериями принятия решений выступают возможность достижения стратегических ориентиров (целей): снижение затрат, повышение качества логистического сервиса, ускорение логистических циклов, надежность снабжения и др. Например, при принятии решения о форме собственности склада учитываются факторы, способствующие и ограничивающие достижение стратегических целей.